Фрагмент для ознакомления
2
Инициативу при выполнении трудовых действий всегда перехватывают самые активные дети. Менее инициативным детям чаще всего приходится быть рядовыми исполнителями, к чему они быстро привыкают и в дальнейшем даже не пытаются проявлять какие либо лидерские качества. Взрослым на это необходимо обращать пристальное внимание, чтобы в подобных вопросах не возникало перекосов, когда одни и те же дети выполняют функции командира. А другие всегда лишь подчиняются [19].
Тем не менее, закладывать в ребенке любовь к труду и желание трудиться необходимо с дошкольного возраста. В современной образовательной среде происходит сегодня переоценка ценностей, которая затрагивает все возрасты воспитанников. И прежде всего речь идёт об отношении людей к физическому труду и привитию трудовых навыков детям, начиная с дошкольного возраста. Ещё несколько десятилетий назад посильная помощь детей старшему поколению была общепринятой. Об этом рассказывали стихи и рассказы для детей, как хорошо уметь трудиться. Лень как человеческое качество практически всегда высмеивалась.
Большинство взрослых хорошо осознают, что именно труд прививает детям лучшие качества самоорганизации. Труд воспитывает у детей ответственность, честность, терпение, выдержку и самоконтроль. В ДОУ была возможность наблюдать и ухаживать за питомцами живого уголка и растениями в группе. Практические действия всегда доставляют детям большое удовольствие, а полученные навыки оказываются всегда полезными в дальнейшей жизни. Даже проживание сегодня в сельской местности не перекликается с ежедневными трудоемкими нагрузками. В нормативных документах различного уровня чаще всего можно ознакомиться с формулировками, где указано, что от дошкольников не требуется овладение практическими навыками. Достаточно обладать установкой положительного отношения к миру и к разным видам труда.
Часто получается, что родители тоже как можно дольше выполняют за детей простейшие действия, лишая их возможности самостоятельно одеваться, обуваться и др. Сегодня многие дошкольники приобретают элементарные навыки самообслуживания только в детском саду. Никто не станет отрицать, что трудовое воспитание детей – это достаточно кропотливый и длительный процесс. Он требует систематичности и личного участия взрослых, в том числе педагогов. Уже было отмечено, насколько важно ДОУ сотрудничать в этих вопросов с родителями и проводить с ними в этом направлении просветительскую и консультационную работу. Этот совместный вид работы педагогического коллектива с родителями можно отнести к отдельному методическому аспекту при воспитании у младших дошкольников стремления к труду. Современные нормативно-правовые и учебно-методические документы разрабатываются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Очевидно, что всё то, что прописано на федеральном уровне, в частности, в ФГОС и примерной основной образовательной программе, едины для исполнения всеми.
На всех последующих уровнях в нормативных и иных документах происходит лишь детализация реализуемых действий и способов их выполнения. На региональном уровне чаще всего описывают внедрение всевозможных моделей трудового воспитания в практику дошкольных учреждений. На региональном уровне специалисты обеспечивают обмен опытом среди педагогов и стремятся к освоению самых продуктивных методов работы. На локальном уровне не всё и не всегда возможно реализовать. Это зависит от многих условий и факторов. Прежде всего, это зависит от компетентности педагогов ДОУ.
Большие различия могут быть также в материально-технической базе ДОУ. Именно это, в рамках методических объединений педагогов-дошкольников стремятся учитывать методисты и специалисты дошкольных образовательных организаций. На локальном уровне актуальна организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности. Не многие педагоги-практики пытаются самостоятельно разрабатывать модели по формированию трудовых навыков детей. Но педагоги, часто опираясь на собственный опыт и учитывая индивидуальные особенности детей своей группы, определяются с тематическими блоками и подбирают новые виды трудовой совместной деятельности. Учитывая то, что это процесс воспитательный и развивающий, помимо самих трудовых действий необходимо также продумывать мотивационные и проблемные моменты, не нарушая при этом нормативные требования СанПин и ФГОС ДО.
Прививать дошкольникам элементарные трудовые навыки изолированно от других видов деятельности невозможно. Эту задачу необходимо решать в течение всего пребывания ребенка в ДОУ.
Дошкольникам уже доступны виды элементарной трудовой деятельности:
-самообслуживание;
-хозяйственно-бытовой труд;
-труд в природе;
-ручной труд.
Что касается самообслуживания, эти навыки формируются с того момента, когда ребенка первый раз привели в детский сад. Уже двухлетние дети могут выполнять простые действия в раздевалке, не требующие помощи взрослого. В дальнейшем воспитатель всегда обращает внимание каждого ребенка на порядок в его шкафу. Здесь важно всем обращать внимание на алгоритм одевания-раздевания. Педагоги иногда сталкиваются с нежеланием некоторых детей быстро одеваться или раздеваться. Некоторые дети не всегда соблюдают порядок в своём шкафчике. Педагогу необходимо придумать, каким именно образом мотивировать детей на правильное и быстрое выполнение всех этих действий.
Некоторые из них используют в своей практике персонажей, которые в сказках или рассказах прослыли неряхами и копушами, которые живут в детских шкафчиках. Но здесь необходимо понимать, что в подобных подходах должна быть соблюдена строгая мера. Если речь идёт о порицании чего либо. Если же педагог и его коллеги видят, что тот или иной метод действительно работает, такой опыт необходимо обобщать и распространять. Очень важно формировать отношение ребёнка к чистоте. Сюда входят, аккуратность приема пищи, умение умываться и мыть руки, поправлять неряшливость в одежде. Опытный педагог всегда имеет в своём арсенале всевозможные стишки и потешки, которые могут быть использованы в качестве сопровождения этих процессов. Во всех без исключения случаях от педагога требуется добрая настойчивость взрослого.
К хозяйственно-бытовому труду можно отнести наведение порядка после игры. Здесь себя хорошо зарекомендовали методики с элементами соревнования. Не все виды труда используются при работе с младшими дошкольниками, но в любом случае, как только дети перейдут в старшие группы, им придётся всё, то же самое повторять вновь и вновь. Здесь особо полезными рекомендациями и указаниями будут педагогические наработки, выполненные своими коллегами – воспитателями. Все те знания, которые ребёнок получает в ДОУ, в дальнейшем играют значительную роль. Трудовая деятельность при работе с природой помогает детям повысить свое настроение и самооценку.
Любые трудовые действия развивают мыслительные процессы ребенка. Любой ручной труд помогает поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь. Очень важно, чтобы в перспективный план педагога были включены все виды деятельности, несомненно, с учётом возраста детей. Те правила, которые существуют в конкретной дошкольной организации, должны быть донесены до родителей. По возможности, родители все эти правила должны поддерживать. Несовпадение требований в саду и дома могут привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него конкретно требуют. Последствия этого могут быть разные. Как минимум, у ребёнка не будет уверенности в том, правильно ли он выполняет действие. Если подобные процессы повторяются, у ребёнка возникнет устойчивое противоречие и как следствие – протест. К чему выполнять то, или иное требование, если в дальнейшем выяснится, что это делать не обязательно.
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. О таких вещах необходимо говорить на родительских собраниях. Если педагог или специалист пришли к выводу, что есть необходимость прояснить некоторые моменты по отношению к отдельно взятому ребёнку, имеет смысл пригласить родителей воспитанника на индивидуальную консультацию.
2.2. Разработка памяток для родителей по формированию навыков в семье самообслуживания
Ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ является игровая деятельность. Об этом важно помнить и родителям, и воспитателям. Как уже было отмечено, при необходимости педагог может провести с родителями индивидуальную консультацию. На родительском собрании для родителей педагог может разработать памятку, примерно следующего содержания.
Памятка для родителей «Формирование навыков самообслуживания у старшего дошкольника. В ней должно быть раскрыто Значение самообслуживания в воспитании старших дошкольников. В памятке, в краткой форме должно быть отмечено, что лишь через самообслуживание ребенок осознает свои обязанности. Для каждого ребёнка важно самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу, убирать за собой игрушки. Эти процессы воспитывают у детей самостоятельность и желание прилагать усилия, достигая при этом, положительного результата. Постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
У старшего дошкольника должны быть сформированы следующие умения и навыки по самообслуживающему труду:
-навыки культуры еды;
-умение благодарить;
-умение пользоваться салфеткой;
-умение мыть руки с мылом;
-умение не мочить одежду во время умывания;
-умение сухо вытираться полотенцем;
-навыки одевания и раздевания;
-умение одеть (снять) обувь;
-навыки пользования расческой и носовым платком;
-знание назначения носового платка;
-умение пользоваться туалетом (умение проситься в туалет);
-умение мыть руки после туалета;
-умение убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. –М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - No 9. – С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - No4. – С. 18.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
7. Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 27.04.2023).
8. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Житко // Педагогика. – 2015.- No6. – С. 36-39.
9. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014.- No11.- С. 112-119.
10. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально- бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2010. No1. С.78-88.
11. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное образование. - 2013. - No 9. - 79-82.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с.
13. Младший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
14. Особенности развития детей младшего дошкольного [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
15. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44 на 2021-2022 учебный год. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 27.04.2023).
16. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
17. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.04.2023).
18. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте // Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
19. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 27.04.2023).
20. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 119 с.
21. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
22. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности [Текст] / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2010. – С. 24-32.
25. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 2008. - 96 с.
26. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Новая школа, 2008. - 24с.
27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель // Практическое пособие. - Пер. с нем.; в 4-х томах. - Т.4, 2-е изд., стер.. - М.: Генезис, 2009. - 160 с.
28. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2008. - No6.- С. 10-21.
29. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2008. - 174 с.
30. Шульга, Л.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию [Текст] / Л.М. Шульга. - М.: Просвещение. - 2009 – 385с.